Версия для печати

Кузница российских генералов

В истории Николаевской военной академии Генерального штаба стало меньше белых пятен
Коршунов Эдуард
«Николаевская академия Генерального штаба (1832–1918)», СПб, «Дмитрий Будавин», 2018, стр. 304

Сборник статей современных исследователей и исторических материалов «Николаевская академия Генерального штаба (1832–1918)» стал третьей книгой серии «Наука побеждать». Этот труд посвящен истории крупнейшего отечественного военно-научного учреждения и образовательного центра дореволюционной России. Основанный в 1832 году при императоре Николае I, он помог становлению тысяч офицеров, сумевших вписать свои имена в военную историю страны. На протяжении трех четвертей XIX и почти двух десятилетий XX века академия играла важнейшую роль в подготовке командного состава. Опыт создания и работы этого важнейшего учреждения Российской империи фактически с нуля и до начала XX века, когда она стала «горнилом военно-научной мысли», чрезвычайно интересен и ценен.

Насколько многофакторными являлись жизнь и деятельность педагогов и слушателей академии, настолько широк круг тем, представленных в статьях авторов сборника. Среди них военные специалисты, сотрудники музеев и библиотек, авторитетные историки.

Развитие теоретических и прикладных отраслей военной науки, становление системы образования определялись деятельностью преподавателей, а также выпускников. Одним из таких наставников начиная со дня открытия Николаевской академии был Алексей Болотов, первый преподаватель геодезии, разработавший программу и содержание курса, написавший ряд великолепных трудов и пособий. К сожалению, сегодня имя выдающегося ученого известно лишь узкому кругу специалистов.

Выпускники Николаевской академии Павел Казанский и Аркадий Скугаревский разработали принципы русской школы военной игры. Следует отметить, что эта тема почти не поднималась в отечественной историографии. Между тем распространение этой формы подготовки командного состава происходило в условиях оживленной полемики и нашло широкое признание лишь после Русско-японской войны 1904–1905 годов.

Глубоко проанализированы судьбы офицеров Генштаба во время Гражданской войны, дилемма их вины и беды в развертывании жесточайшей усобицы

Важную роль в анализе достижений военной науки, их популяризации и обсуждении в профессиональной среде сыграл периодический печатный орган «Известия Императорской Николаевской военной академии», выпускавшийся в 1910–1914 годах и составивший, по оценке современников, целое богатство научной мысли. Истории создания этого журнала, его тематике и кругу авторов посвящена одна из статей сборника. В другой работе рассмотрен опыт российских Вооруженных Сил по налаживанию взаимодействия между армией и флотом в начале XX столетия в ходе сотрудничества при подготовке командных кадров между ведущими научно-образовательными заведениями России – Императорской Николаевской военной и Николаевской морской академиями.

Кроме подготовки и воспитания выдающихся военных теоретиков и военачальников, академия внесла заметный вклад в увековечение памяти российских полководцев и воинов-героев. На рубеже XIX–XX веков был создан небывалый в России музей-«памятехранилище» Александра Суворова. Собирание фондов, строительство здания на Суворовском проспекте, перенос из села Кончанского храма, возведенного полководцем, – отдельная страница деятельности преподавателей и слушателей академии. Малоизвестной истории этого проекта посвящена статья сотрудника Государственного мемориального музея генералиссимуса Суворова.

После неудачной для России Русско-японской войны в армии и системе военного образования был проведен ряд реформ. Новые принципы профессиональной подготовки, которые утверждались на рубеже 1900–1910-х годов, рассмотрены в статье, посвященной организации учебного процесса в академии накануне Первой мировой. Необходимо отметить, что изменения в программах и формах занятий сыграли позитивную роль в подготовке офицеров Генерального штаба, квалификация последних предвоенных выпусков оказалась более высокой. В эти годы библиотекарем академии был политический деятель и писатель Сергей Масловский, трудам которого посвящена одна из статей сборника.

Краткая история становления и развития академии, оценка образовательной деятельности старейшего военно-учебного заведения России представлены на основе воспоминаний, оставленных выпускниками – офицерами русской армии. В учебном процессе сохранялись связь времен, преемственность в принципах и методах подготовки кадров.

Выпускники академии проявляли себя на разнообразных поприщах. Они становились выдающимися военачальниками, учеными, писателями. Судьбам офицеров-выпускников посвящены помещенные в сборнике биографические исследования. Среди героев статей – георгиевский кавалер генерал-лейтенант Владимир Соколов, участник Белого движения Петр Врангель. Их судьбы сложились по-разному, но были объединены общим служением Родине. Раскол, произошедший в русской армии и командном составе после Октябрьской революции, его причины, судьбы и выбор офицеров Генштаба во время Гражданской войны, дилемма их вины и беды в развертывании жесточайшей внутренней усобицы глубоко проанализированы в одном из очерков.

Заключает сборник блок материалов дореволюционного периода. Среди них проект создания «Военного журнала», принадлежавший перу Дмитрия Милютина, несколько репортажей преподавателей академии о морских походах офицеров-слушателей на Балтику для участия в маневрах. Сборник снабжен фотографиями, иллюстрирующими историю академии в разные периоды работы.

Императорская Николаевская академия Генерального штаба существовала менее девяноста лет, но внесла огромный вклад в развитие отечественной военной мысли. Этот опыт требует глубокого изучения и критической оценки. Сборник будет полезен специалистам в области военной истории, преподавателям, слушателям и курсантам ввузов, всем интересующимся данной тематикой.

Эдуард Коршунов,
ответственный редактор серии «Наука побеждать»

Опубликовано в выпуске № 48 (811) за 10 декабря 2019 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц